икона преподобный Лукиан Александровский

Преподобный Лукиан, инок переяславского Богородицкого монастыря, был родом из города Галича Костромской губернии.По преданию, родители святого Лукиана за долгие годы совместной жизни так и не смогли родить наследника.Тогда они дали обет Богу принять иночество и закончить свою жизнь в монастыре в покаянии, если услышит Господь их молитву о чаде. Бог не отверг их искренних молитв и даровал им сына, которого во Святом Крещении назвали Иларионом.

Когда Иллариону исполнилось восемь лет, его отец решил, что настало время сдержать обещание. Мать ушла в какой-то женский монастырь, а отец, взяв с собой мальчика, отправился в Брынский бор , выстроил келью и стал жить отшельником. Спустя некоторое время начала собираться к нему братия и составилась малая обитель из двенадцати иноков. После кончины его (предположительно, в 1636 году) братия довершила обитель и устроила в ней церковь Живоначальной Троицы.

По смерти родителя,сперва преподобный Лукиан поселился в Афанасьевском монастыре, около затопленного ныне Рыбинским водохранилищем города Мологи, а через три года перешел в обитель Покрова Богоматери, что близ Углича, на самой Волге, устроенную преподобным Паисием.


Потом остановился он в слободе Александровской (в пределах Переславля-Залесского).Там он познакомился с благочестивыми людьми Симеоном и Марком, от которых узнал, что в стороне от дороги, в глухом лесу, в пустоши Псковитиново Раменье стоит церковь без креста и кровли. Иларион, жаждущий обрести себе безмолвное уединение, уговорил Марка сопроводить его к этому месту. По дороге Марк поведал подвижнику чудесную историю о том, как святая икона Божией Матери трижды по воздуху перемещалась из села Игнатьево в место, Ею выбранное. «Часто я ходил в ту церковь, - рассказывал Марк, - и молился со слезами пред чудотворной иконой Богоматери, чтобы даровала Она на месте том жителя доброго, чтобы и нам спастись под его руководством».

Вскоре пришли они на место, где окруженная вековым лесом и болотами, стояла церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы с чудотворным образом Божией Матери, чудесно сохранившимся, несмотря на общую разоренность и заброшенность. Сохранился также запрестольный образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, остальные же иконы и утварь пришли в полную негодность. Увидев столь благодатное место, Иларион возгорелся желанием обрести здесь себе уединение и жить в пустынном безмолвии отшельником. Он поставил себе келью близ церкви и начал тут подвизаться, а вскоре пришли обитать с ним благочестивые Марк и Симеон.С ними же поселился и иеромонах Феодосий из Спасо-Прилуцкого монастыря под Вологдой.

Общими силами храм Рождества Богоматери был восстановлен, а Илларион пострижен Феодосием с именем Лукиана. Когда пришел к ним еще один инок из Николаевской обители города Переяславля, Филимон, тогда начали помышлять о сооружении новой церкви вместо ветхой.Но этому благому замыслу не дано было осуществиться.

Архимандрит Рождественского монастыря во Владимире Иосиф, имевший в своем ведении Симеоновский монастырь близ Александровой слободы, по клеветническому навету, возревновав к славе подвижников, пришел туда с недобрыми людьми, братию разогнал, расхитил заготовленные бревна, а Лукиана скованным отправил в Москву, неправедно обвинив его в «нечистой жизни».

Лукиан был определен на черную работу в Чудов монастырь. Там он использовался на самых тяжелых работах, но не роптал. Вел себя очень достойно, чем заслужил всеобщее уважение. И привлек внимание Чудовского настоятеля Кирилла.

Когда потребовалось подыскать игумена для Козьеручьевского монастыря под Холмогорами, Кирилл порекомендовал Лукиана: он был рукоположен в иеромонаха и отправился на север.

Основным делом нового настоятеля было строительство обители, к чему он приступил прилежно и тщательно, не оставляя вместе с тем и своего личного монашеского подвига. В обители успешно возводились храмы, устраивалась иноческая жизнь по строгим общежительным уставам святых отцов. Это вызвало неприязнь к преподобному большей части братии, привыкшей к более вольной жизни, и которой строгий монастырский порядок, насаждаемый Лукианом, был не по душе.Лукиан не стал настаивать; возблагодарив за все Бога, он благословил братию и удалился в любимую им пустынь.

Однако снова был изгнан и уже в третий раз.Благочестивые люди Москвы – царский истопник Александр Феодорович Борков и Тимофей Иоаннович Николаев, тоже видный человек в Москве, испросили у государя Алексея Михайловича и у Святейшего Патриарха Иосифа грамоту и благословение на строительство пустыни и разрешение иеромонаху Лукиану построить там новую церковь и священнодействовать при ней. В 1648 году было получено разрешение царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа старый храм разобрать, рубить лес на патриаршей церковной земле и воздвигнуть новый храм во имя Рождества Богородицы, что было выполнено в 1649 г.

Вновь прибыл Лукиан в Псковитиново Раменье. С ним пришли купцы гостиной сотни Герасим Шевелев, Тимофей Рабенской, Иоанн Гаврилов, Федор-иноземец, Онисим Борисов и другие, они и составили новое духовное воинство, от которого отступили прежние ненавистники пустыни. Новые подвижники срубили две кельи на всех, затем приступили к церковным зданиям. Иждивением купцов привезен был лес, ими же оплачивалось и все храмовое строение, и сами они вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин.

В том же 1649 году Лукиан получил грамоту Патриарха о разрешении ему служить при вновь построенной церкви. В 1650 году он обратился к Патриарху с челобитной об устроении там монастырской обители; благословенная грамота патриарха Иосифа на это была дана 28 августа (10 сентября) 1650 года. Эта дата является официальным началом существования Свято-Лукиановой пустыни.

Купцы и служивые люди Александровой слободы просили преподобного Лукиана о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь из слободы, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале он отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим просьбам купеческих людей, победивших его своей любовью к нему, смиренно согласился. Вместе с ними он отбыл в Москву, где предстали они перед государем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном с просьбой о построении монастыря в известной некогда царской слободе, на что и получено было повеление строить девичий монастырь, а также благословение Патриарха на восстановление и освящение Успенского храма.

Вернувшись, преподобный поставил монастырь, оградив его со всех сторон и срубив келлии. Был расчищен, отремонтирован и освящен Успенский собор. Это произошло в 1654 году. Александровская обитель стала общежительной и насчитывала двадцать сестер, одна из насельниц была поставлена игуменией. Преподобный был для них пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения.

Не достигнув и пятидесяти лет, подвижник и проповедник слова Божия выглядел как древний старец. Труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его на протяжении всей жизни подточили телесные силы преподобного. Спустя некоторое время после устроения девичьей обители в Александровской слободе он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в воссозданную его великим подвигом церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Той, Которой посвятил он всю свою жизнь, и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма, положили на траву и подложили под голову камень.

Преставился преподобный Лукиан 8 сентября 1655 года в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.

икона
"Святой Преподобный Лукиан Александровский"

доска-липовая с левкасом,
краски-яичная темпера,
позолота- сусальным золотом .