Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до крещения Руси, святые братья были воспитаны в христианском благочестии

Сведения о Борисе и Глебе, а также о становлении их почитания помимо летописей (Повести временных лет, Новгородской первой летописи младшего извода) сохранились в посвященных святым ранних житийных произведениях - анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба».Названные источники, а также некоторые иностранные (прежде всего немецкая хроника начала XI в. Титмара Мерзебургского) следующим образом описывают обстоятельства жизни и гибели младших Владимировичей.

Летописная повесть называет матерью Бориса и Глеба некую «болгарыню», на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Борис и Глеб были сыновьями Владимира от брака с византийской царевной Анной.Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болгарском происхождении по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» - болгарского корня, братья Борис Второй и Роман занимали болгарский престол соответственно в 969-971 и 977-991 гг., имя Давид также известно в правившей династии Западноболгарского царства во 2-й половине 10 в.

Возможно, «болгарыня» принадлежала к болгарской царской фамилии и попала на Русь как пленница в 90-х гг. 10 в., когда русские войска в качестве союзников Византии участвовали в войне против болгар. Менее вероятной представляется точка зрения, что дети от «болгарыни» родились до брака св. Владимира с Анной, заключенного в 988-89 г., поскольку эта гипотеза противоречит единодушному свидетельству всех источников, что святые погибли юными.

Согласно летописи, при жизни отца Борис занимал княжеский стол в Ростове, а Глеб - в Муроме.

После кончины князя Владимира (15 июля 1015 г.) киевский стол по праву старшинства занял Святополк, хотя и при не совсем ясных обстоятельствах (по наиболее надежным данным - хронике Титмара, - Владимир подверг Святополка заключению, в котором тот и пребывал до самой смерти крестителя Руси).

Эти события застали Бориса возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский стол, однако Борис отказался, не желая «възняти руки на брата своего стареишаго».После этого большая часть дружины покинула Бориса.Миролюбие Бориса не остановило Святополка, пославшего несколько «вышегородских болярцев» (видимо, Вышгород и был местом заключения Святополка) на убийство младшего брата.

Предупрежденный о приближении убийц, Борис в своем шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на постель. После службы убийцы ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам:
«Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем.

Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге их догнали два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили,что князь еще жив,хотя и едва дышит. Тогда один из них пронзил сердце Бориса мечом. Тело Бориса было доставлено в Вышгород (около 15 км к северу от Киева) и погребено у церкви святой Василия.

По данным собственно житийных источников, Борис и его дружинники были убиты в воскресенье 24 июля 1015 года. Местом их гибели летопись называет стан Бориса на реке Льте (Альте), близ Переяславля Русского(ныне Борисполь).

Вызванный обманом из Мурома, Глеб был убит 5 сентября на пути в Киев, близ устья реки Смядыни, у Смоленска. По другим источникам, Глеб находился в Киеве, бежал на север (к Ярославу) и был настигнут убийцами под Смоленском. Тело юного князя похоронили на месте гибели.

икона
"Святые Мученики Борис и Глеб"

доска-липовая с левкасом,
краски-яичная темпера,
позолота- сусальным золотом .