Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Сведения о Борисе и Глебе, а также о становлении их почитания помимо летописей (Повести временных лет, Новгородской первой летописи младшего извода) сохранились в посвященных святым ранних житийных произведениях - анонимном «Сказании, и страсти, и похвале святую мученику Бориса и Глеба».Названные источники, а также некоторые иностранные (прежде всего немецкая хроника начала XI в. Титмара Мерзебургского) следующим образом описывают обстоятельства жизни и гибели младших Владимировичей.

Летописная повесть называет матерью Бориса и Глеба некую «болгарыню», на основании косвенных данных неоднократно высказывалось предположение, что Борис и Глеб были сыновьями Владимира от брака с византийской царевной Анной.Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болгарском происхождении по матери заслуживают предпочтения: имя «Борис» - болгарского корня, братья Борис Второй и Роман занимали болгарский престол соответственно в 969-971 и 977-991 гг., имя Давид также известно в правившей династии Западноболгарского царства во 2-й половине 10 в.

Согласно летописи, при жизни отца Борис занимал княжеский стол в Ростове, а Глеб - в Муроме.

После кончины князя Владимира (15 июля 1015 г.) киевский стол по праву старшинства занял Святополк, хотя и при не совсем ясных обстоятельствах .

Эти события застали Бориса возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский стол, однако Борис отказался, не желая «възняти руки на брата своего стареишаго».После этого большая часть дружины покинула Бориса.Миролюбие Бориса не остановило Святополка, пославшего несколько «вышегородских болярцев» (видимо, Вышгород и был местом заключения Святополка) на убийство младшего брата.

Предупрежденный о приближении убийц, Борис в своем шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на постель. После службы убийцы ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам:
«Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем.

Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге их догнали два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили,что князь еще жив,хотя и едва дышит. Тогда один из них пронзил сердце Бориса мечом. Тело Бориса было доставлено в Вышгород (около 15 км к северу от Киева) и погребено у церкви святой Василия.

Вызванный обманом из Мурома, Глеб был убит на пути в Киев, близ устья реки Смядыни, у Смоленска. По другим источникам, Глеб находился в Киеве, бежал на север (к Ярославу) и был настигнут убийцами под Смоленском. Тело юного князя похоронили на месте гибели.

Тропарь святым мученикам Борису и Глебу

Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутся не могущу. Да плачется убо злый властолюбец, вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти, и сыновом Российским спастися

Именины святых мучеников Бориса и Глеба отмечаются 6 августа.В нашей мастерской все иконы пишутся только темперной краской на досках из липы или кипариса.Золочение нимба,фона происходит сусальным золотом известной итальянской фирмы "Манетти".Вы можете заказать икону святых мучеников Бориса и Глеба на нашем сайте.Цены на иконы в нашей мастерской значительно ниже.Любые ваши пожелания мы всегда будем учитывать при написание иконы.
икона
"Святые Мученики Борис и Глеб"