икона святой преподобный Корнилий Александровский

Преподобный Корнилий родился в начале XVII столетия, в тяжелое, скорбное и разорительное для Руси Смутное время.Смутное время, принятый в исторической литературе термин для обозначения событий в России конца 16 - начала 17 вв., впервые введён русскими писателями начала 17 в. Эпоха социально-политического, экономического и династического кризиса в России.

Родители его — Игнатий и Евдокия — были купцами и жили близ царствующего града Москвы, в Троицкой слободе. Во святом Крещении они нарекли своего сына Космой.

Отданный в научение грамоте, он прилежно изучал Священное Писание и другие душеполезные книги, навыкая обращать ум свой к Богу, располагая себя любить Того, Кто явился неизреченной любовью во всем и ко всем. От юности на Косме лежала печать особого, избранного Богом человека.

Живя в родительском доме, Косма уже готовил себя к духовной иноческой жизни. Достигнув 23-х лет от роду, он решил окончательно отречься от мира и от всего, что в мире. В одном из московских монастырей Косма принял ангельский монашеский образ с именем Корнилия и прожил там, по изволению Божию, пять лет. Ища более совершенного жития, он перешел во Флорищеву пустынь( мужской монастырь в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области, на холме, именуемом Флорищевой красной горой), тогда уже известную строгостью своего устава.

Угождая единому Богу, блаженный Корнилий ревностно подражал в подвигах древним и новым устроителям монашества. Для него святы были монастырские правила и уставы. Клиросное и другие братские послушания подвижниц нес с большим прилежанием. Цель у него была одна — умертвить плотские страсти человеческого естества и дать место духу, его бессмертным силам. Монастырские богослужения стали для Корнилия лучшей духовной средой жизни, Он всегда помнил, что Господь воздаст иноку не за произнесенные, а за исполненные им обеты. Творя святую Псалтирь, преподобный с умилением внимал словам Псалмопевца, по которым усердно направлял свою жизнь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых,., но в законе Господни воля его и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет».

Благочестивая и праведная жизнь преподобного, его духовная опытность, его любящая, кроткая душа живо влекли людей, желавших получить от подвижника наставление, а то и благословение на новый образ жизни. Диавол не мог терпеть такого преуспеяния Корнилия в подвигах и начал строить новые козни, дабы удалить святого из пустыни: он внушил настоятелю обители недоброе о нем и даже ненависть к нему, как почитаемому братией монастыря. Однако преподобный с кротостью принял гонение, ибо, по слову апостола, никогда не воздавал злом за зло.

Блаженному Корнилию пришлось оставить Флорищеву пустынь. Свои скорби он воспринимал с верою в Того, Кто ими исправлял и спасал его душу — Всеблагого Промыслителя Бога. Наставляемый и управляемый свыше, боголюбивый подвижник пришел на жительство в основанную преподобным Лукианом Богородице-Рождественскую пустынь(близ г. Александров Владимирской области).

Узнав о трудах и подвигах блаженного первоначальника пустыни, Корнилий проникся большим почтением к его святой памяти. Он пожелал остаться в этой богоспасаемой обители, освященной благочестивым житием преподобного Лукиана и захоронением его святых мощей, дабы подвизаться далее, следуя его заветам. Осиротевшая после кончины блаженного Лукиана братия вскоре полюбила преподобного Корнилия и стала молить его принять священнический сан, быть им пастырем и в то же время строителем обители. Почитая себя недостойным, он едва согласился на просьбы братии стать их игуменом, и то лишь потому, что видел в сем волю Господню.

В 1658 году Патриарх Никон утвердил преподобного Корнилия в звании строителя Лукиановой пустыни и возложил на него управление обеими обителями, мужской и женской. В делах Успенской обители, в звании строителя ее святому помогал монах Феофан из той же Лукиановой пустыни.

Путь монашеского послушания принес преподобному Корнилию душевную чистоту. Он сподобился от Бога особых благодатных дарований и отличался глубоким рассуждением, учительностью в действиях и поступках. Будто мед истекал со словами проповеди святого, которую он творил в храмах обителей, не вмещавших порой всех людей, с разных сторон приходивших послушать блаженного старца. Его любовь и сострадание, подобно солнцу, широко простирались как на иноков, так и на мирян. Удивительно, что преподобный удовлетворял и успокаивал всех, ищущих его наставлений; никто не уходил от него без умиротворения и благодатного утешения. И вот святой старец стал для окрестных жителей большой духовной опорой, как бы новой звездой в нощи земного странствия, путеводящей их к Царству Небесному. И снова воспрянули духом иноки и миряне, видя для себя второго преподобного Лукиана — блаженного Корнилия, взявшего их под кров своих молитв.

Кончина преподобного иеросхимонаха Корнилия последовала 11/24 августа 1681 года. Честные мощи его погребли в склепе под алтарем Троицкого Собора Успенского монастыря11. Память святого издавна почиталась и в распространенных им обителях, и местными жителями: ежегодно в день преставления преподобного Корнилия у надгробия над его мощами при большом стечении народа совершалась панихида. Христолюбивый люд притекал к благодатным мощам святого старца со своими нуждами и скорбями и в другие дни. Так на одной из стен склепа вырезана надпись: «Исцеление Иоанна в День Святой Троицы. 1882 год».

В 1984 году преподобный Корнилий был прославлен в Соборе Владимирских святых для местного почитания в г. Александрове.

икона
"Святой Преподобный Корнилий Александровский"

доска-липовая с левкасом,
краски-яичная темпера,
позолота - сусальным золотом .