икона Святой Преподобный Савва Освященный

Относительно рождения преподобного Саввы в тексте Жития мы встречаем лишь указание на то, что местечко,городок Муталаска (ныне город Талас,Турция), откуда Савва был родом, стало известным только благодаря «происхождению из него сего божественного юноши». «…Всем же оубо славну бывшу оттоле процветшаго деля в немъ юноша сего божественаго».

Родители преподобного – Иоанн и Софья - христиане. Дата рождения святого указана точно: «въ 17 лето Деосия царя»(византийский император Феодосий II Малый, или Младший (408-450 г.г.)).

В тексте не упоминаются чудеса, предшествовавшие или сопутствовавшие рождению святого, однако подчеркивается его «избранность» и «предузнанность»: «проразумен преже cоздания» .

В возрасте пяти лет Савва остается с родительским имением в упомянутом селении Муталаске у своего дяди по матери, именем Ермия.По прошествии непродолжительного времени, когда дяди его Ермий и Григорий начали между собою спорить о нем и о имении его родителей, он уходит в монастырь, где поражает всех смирением, трудолюбием и послушанием: «преодолеваше всемъ смерением, и смысломъ, и послушанием, и благочестными прочими труды».Там он в короткое время изучил Псалтирь, и узнал прочие постановления общежительного правила.

О пострижении святого в монахи в Житии специально не говорится, нет описания и традиционного для преподобнических житий момента «отъятия влас». В житие просто указывается, что Савва «архимандритомъ приятъ бывь, и со святою дружиною съчислен бывъ».

С другой стороны, в строгом соответствии с каноном преподобнического жития, Савва благочестив с детства: он отказывается от имения, не поддается на уговоры родственников и не женится. Характерно, что отношений с родителями он не поддерживает, случайно встретившись с ними, будучи уже 18-летним юношей. Родители так же, как и родственники, выступают здесь в роли искусителей, обещают земные блага взамен на отказ от монашеской жизни. Савва остается непоколебим в своей вере: своего отца он больше никогда не увидит, а мать после смерти мужа сама придет к сыну в лавру , покается, отдаст все свои деньги в пользу братии и умрет в монастыре.

Отношения с родителями можно рассматривать как пролог к подвижничеству, так как именно здесь наиболее ярко проявляется крепость характера и сила веры святого. Как человеку, глубоко верующему в Бога, Савве сложно принять тот образ жизни, который ему предлагают родственники (в детстве) и родители (в юношестве). Савва избирает путь смирения и служения.

Савва заранее знает и чувствует, что он должен делать и куда идти: проведя в монастыре 10 лет, он «помыслы богоугодны прия иже во святый градъ Иерусалимъ доходити и сести во окрестнеи его пустыни».

Услышав о святом Евфимии,который подвизался тогда в пустыне,лежащей к востоку от святого града, Савва желает попасть к нему в монастырь.Великий Евфимий тоже предвидит будущие подвиги и величие Саввы, но отказывает ему в отшельничестве:«Чадо, не мню достоину ти бытии, юну ти еще сущу в лавре пребывати».Он отправляет Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик.В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

НА десятый год пребывания Саввы в монастыре,скончался преподобный Феоктист.Святой Евфимий придя в монастырь похоронил Феоктиста, и приемником правления его поставил Лонгина. Тогда Савва, будучи уже на тридцатом году жизни, просит настоятеля монастыря Лонгина, чтобы он позволил ему жить в пещере, которая находилась вне киновии к югу в утесе.Получив благословение, преподобный Савва затворился в пещере,где и провели около 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и, видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря). Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу, святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского.Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики – все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Лавра Саввы Освященного( территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон).

Первым строением Великой Лавры, была сторожевая башня. Построена она была на деньги, полученные в 531 году святым Саввой в дар от императора Юстиниана. Это самая высокая точка монастыря. Затем в этом безводном ущелье был чудесным образом обнаружен источник. По преданию, святой Савва пожалел монахов, которые издалека носили воду и в своих ночных молитвах обратился к Богу.Помолившись, тотчас услышал он шум, раздавшийся снизу от русла высохшего потока. Посмотрев туда, Савва увидел дикого осла, который копытами долбил землю и, выкопав глубокую яму, опустил в нее голову и стал пить. Тотчас преподобный сошел вниз и, раскопав то место, действительно нашел источник.

Кроме башни Юстиниана есть еще одна – “башня женщин”. Находится она несколько в стороне, за пределами стен монастыря. Башня служила гостиницей для женщин, которым строго воспрещено входить на территорию монастыря. Там иногда жила и мать св. Саввы – София.

Святой Савва умер в возрасте 94-х лет 5-го декабря 532 года. В 1256 году его останки были перевезены в Венецию и захоронены в церкви Сан Антонио, 12 ноября 1965 года мощи святого были возвращены обратно в монастырь.

икона
"Святой Преподобный Савва Освященный"

доска-липовая с левкасом,
краски-яичная темпера,
позолота- сусальным золотом.