икона Святитель Василий Великий

Предки Василия Великого происходили из малоазийских областей Римской (Византийской) империи: Понта по линии отца и Каппадокии по линии матери. В обоих родах были военачальники, крупные чиновники, царедворцы, люди состоятельные, имевшие большой общественный вес или блиставшие краcноречием.Родители Василия Великого принадлежали к богатой земельной аристократии и владели обширными угодьями в трех малоазийских областях понтийских провинциях Еленопонте и Понте Полемонском, а также в Каппадокии и Малой Армении.

Мать Василия Великого преподобная Емилия росла сиротой: ее отец претерпел мученическую смерть, возможно, при имп. Лицинии (308–324). В юности она отличалась редкой красотой и, хотя была склонна к девственному образу жизни, во избежание возможного оскорбления вышла замуж за человека уважаемого и безупречного – Василия (Василия Старшего). По словам свтятого Григория Богослова, их супружество не помешало им преуспеть в добродетели, выражавшейся в заботе о нищих, странноприимстве и милостыне, чистоте души и особенно в благочадии, под которым свтятой Григорий разумел многочисленность и разнообразие дарований детей . Судя по тому, что свтятой Григорий Богослов называет Емилию «супругой иерея» , Василий Старший незадолго до смерти, последовавшей между 341 и 345 гг. , принял священнический сан. После смерти мужа Емилия под влиянием дочери Макрины избрала монашеский подвиг.

У родителей Василия Великого было 4 сына и 5 дочерей , иногда говорят о 10 детях . Первым ребенком была дочь Макрина (Макрина Младшая), родившаяся в 326 или 328 г., названная в честь бабки . C 12 лет избравшая безбрачную аскетическую жизнь , Макрина оказала значительное влияние на формирование своих братьев.Вторым ребенком в семье был Василий Великий. Третьим – Навкратий, родившийся около 330 г. Отличавшийся природной одаренностью, телесной красотой, силой, ловкостью, он после блистательного начала светской карьеры неожиданно в возрасте 22 лет удалился на берег р. Ирис (Ирида, ныне Ешильырмак) в Понте, где, «приняв образ жизни истинного мудреца», провел в уединении ок. 5 лет вплоть до своей внезапной смерти (357/8) на охоте или на рыбной ловле .

После Навкратия родился Григорий, ставший впоследствии епископом Нисским.О младших сестрах Василия Великого достоверных сведений не сохранилось. Последним ребенком в семье был Петр, родившийся незадолго до смерти отца. Не имея в отличие от старших братьев основательного светского образования, он с помощью сестры Макрины, «приохотившей его к священным наукам», получил хорошее религиозное воспитание. Между 371 и 375 гг. Василий Великий рукоположил Петра во пресвитера, впоследствии он доверял ему ответственные поручения. В 380 г. Петр стал епископом Севастийским . Как свидетельствует святой Григорий Нисский, Петр преуспел в добродетели ничуть не меньше Василия Великого.

Местом рождения Василия Великого и старших детей семейства принято считать Кесарию Каппадокийскую, родину матери, где прошла почти вся дальнейшая жизнь Василия Великого. Каппадокийцем называет своего друга святой Григорий Богослов . Тем не менее есть серьезные основания принимать за родной город Василия Великого Неокесарию в провинции Понт : Василий Великий называет Неокесарию своей родиной ; отмечает родственную связь с этим городом ; его детство прошло в окрестностях Неокесарии ; впоследствии здесь он часто и подолгу жил.

Сразу после рождения Василий Великий был отдан на кормление в семью, получившую в качестве платы несколько рабов. Его молочный брат Дорофей, к которому Василий Великий сохранил теплые чувства, впоследствии стал пресвитером . С самого раннего возраста Василий отличался чрезвычайно хрупким здоровьем, болезнь сопровождала его неотлучно всю жизнь . Еще в младенчестве он перенес смертельный недуг, от которого чудесным образом исцелился: его отец увидел Христа, говорящего: «Пойди, сын твой здоров» . Детство его прошло при бабке Макрине в окрестностях Неокесарии. От Макрины Старшей будущий святитель получил первые духовные познания.

Согласно античной образовательной традиции , Василий должен был с 7 лет посещать начальную школу, где преподавались основы чтения и счета. Василий Старший, будучи известным ритором в Неокесарии , желал обеспечить своим детям получение хорошего светского образования наряду с духовным воспитанием. Под его руководством Василий начал изучать первоначальный круг наук и упражняться в благочестии, преуспевая как в слове, так и в делах . Однако вследствии ранней смерти отец не успел оказать существенное влияние на образование сына . Около 346 г. Василий отправился для поступления в училище в Кесарию Каппадокийскую, местную «митрополию наук» . Здесь, вероятно, он познакомился с Григорием Богословом, ставшим впоследствии его близким другом.

Около 350 г. Василий перебрался в «обитель наук» – Афины, где его ожидали с нетерпением, поскольку имя его уже было на слуху у многих образованных людей. Это замечание святой Григория позволяет предположить, что еще в Кесарии вполне проявились способности Василия выступать перед публикой и вести споры.В каждой науке, составлявшей в то время высшее образование, Василий добивался исключительного успеха – в риторике, грамматике, метрике и философии; кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику настолько, что был неуязвимым перед искушенными. Помимо этого Василий изучил не входившую в основные образовательные программы медицину, не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем.

Возвратившись около 359 г. в Кесарию, святой Василий занялся первоначально преподаванием риторики, а затем, следуя увещаниям своей сестры Макрины, решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам.В это время он получил крещение от Кесарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца. Затем для ознакомления с монашеской жизнью св. Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко познакомился с жизнью подвижников, слава о которых в то время распространилась по всем церквам. В то же время это путешествие дало ему возможность получить ясное представление о тех догматических спорах, которые волновали христианскую Церковь.

По возвращении из путешествия святитель Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близ Неокесарии предался аскетическим подвигам. Из двух типов монашеских поселений — отшельнического и общежительного — святой Василий отдавал предпочтение последнему, учитывая опасности уединенной жизни. Здесь часто навещал его святой Григорий Назианзен; подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Священное Писания и творений святых отцов Церкви и церковных писателей, из которых они особенно высоко ставили Оригена.

После смерти Диания встала проблема избрать ему преемника. Епископ Кесарии Каппадокийской практически был митрополитом этой очень большой провинции (ныне это территория Турции). Решили поставить знатного горожанина, человека, который не был вовлечен в междоусобные брани на богословской почве, не принадлежал ни к какой партии по имени Евсевий. Он был очень примерной жизни, но ещё не был крещен. Последнее не было такой проблемой, крещение он принял до рукоположения, но он мало был знаком с церковными проблемами.

Около 363 г. Евсевий Кесарийский вызвал святого Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал своим помощником в проповедничестве и в административных делах. В эти годы с воцарением Валента(Флавий Юлий Валент - римский император) усилилось движение арианской ереси(одно из учений в христианстве, в арианстве Христос не единосущен Богу,а лишь подобосущен ему); опасность ее распространения стала испытывать и Кесарийская область.

Живя в Кесарии, святой Василий вел тот же аскетический образ жизни, какой он проводил в пустыне. Когда в 368 г. страшный голод постиг Каппадокию, святой Василий продал доставшееся ему по наследству имение и употребил его на пропитание голодных, побуждая в то же время и других к щедрой благотворительности.

По смерти епископа Евсевия († 370) святой Василий был избран его преемником. Сильное противодействие его избиранию оказывали некоторые ариански настроенные епископы Каппадокии, но большое содействие в предоставлении Кесарийской кафедры святому Василию оказали Григорий Старший, Назианзен, отец святого Григория Богослова, и сам святой Григорий Богослов, а также Евсевий, епископ Самосатский.

В звании архиепископа Кесарийского святой Василий являлся руководителем около 500 епископов своего округа, и на этом посту он проявил энергичную деятельность. Он заботился об исправлении недостатков клира, об истовом совершении богослужения, открывал убежища для странников, больных и престарелых.

Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции,с целью ослабить Василия и усилить арианство, причем столицей нового округа был сделан г. Тиана(ныне посёлок Кемерхисар,Турция). Хотя разделение Каппадокии на две области относилось только к административному управлению, но Тианский епископ Анфим, поддерживаемый многими враждебными Василию епископами, заявил притязание на полную самостоятельность, и после упорной борьбы с Василием он сделал Тиану самостоятельной митрополичьей кафедрой.

Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.

икона
"Святитель Василий Великий"

доска-липовая с левкасом,
краски-яичная темпера,
позолота- сусальным золотом .